Главное, чтобы у людей был выбор. Горожанам предлагают новый формат социальной поддержки

Газета «Вечерняя Москва»
goo.gl/rL3jS2

5 апреля в Департаменте труда и социальной защиты сообщили, что за 2015 год почти 200 тысяч москвичей воспользовались электронными социальными сертификатами в магазинах столицы. О том, какие еще новшества предлагают городские власти, а также о том, как изменится сама система помощи москвичам, «ВМ» рассказал руководитель Департамента труда и социальной защиты Владимир Петросян.
Чтобы найти выход из сложной ситуации, нужно изменить свое отношение к ней. И в первую очередь тем специалистам, которые по долгу службы занимаются решением проблем горожан. О том, какой станет столичная идеология трудоустройства, кого в первую очередь город поддержит в 2016 году и как работают новые способы помощи населению — об этом и многом другом министр правительства Москвы, руководитель Департамента труда и социальной защиты населения Владимир Петросян рассказал в ходе неформальной беседы в гостях у «ВМ».
Реорганизация центров занятости
Что касается нашей идеологии трудоустройства, ее нужно вообще менять. Я уже объявил реформу столичных центров занятости. Во-первых, они не нужны в таком количестве: 11 окружных и 52 — в районах. После реорганизации у нас будет один городской и 53 территориальных центра, расположенных на территории районов. Все звенья мы укрепим хорошими кадрами. Вообще главная проблема, с которой мы столкнулись внутри районов, — это немотивированность сотрудников к трудоустройству людей.
Приходит человек в центр занятости, а его отправляют самостоятельно искать работу в базе данных, потом на профилирование (создание своего рода «паспорта» гражданина), потом к третьему специалисту, к четвертому… То есть работник центра гоняет человека по кругу, в результате объявляя его безработным, ставя на учет и назначая ему социальную выплату. После этого безработный еще и регулярно отзванивается и сообщает, что все еще не нашел место, куда приложить труд, а ему за это ставят «галочку». Вот так работать нельзя.
Теперь все будет иначе: эффективность работы сотрудника, а значит, и его материальное стимулирование, будет зависеть от качества его работы с конкретным клиентом. У нас будет не группа, а универсальный специалист, в руки которого попадет безработный. И этот специалист должен вести этого человека от начала до конца. То есть раз сотрудник сам будет проводить профилирование человека, он будет в курсе всех его навыков, трудового стажа, интересующего размера зарплаты.
Следовательно, специалист сможет сам подбирать вакансии для конкретного человека, и в итоге у нас останется всего два варианта развития событий. Первый, с оценкой «удовлетворительно» (дальше это будет расцениваться как «неудовлетворительно») — это регистрация москвича в качестве безработного. И второй, с оценкой «отлично», — это трудоустройство. От конечного результата и будет зависеть материальное стимулирование сотрудника. Я понимаю, что бывают люди с тяжелой историей, которым действительно трудно подобрать работу. Но их — единицы. Такую систему мы планируем внедрить с 1 июля.
Электронные сертификаты и баллы
Начиная с 90-х годов мы собирали одинаковые продовольственные наборы для выдачи малообеспеченным гражданам. Может, тогда это было и правильно: семьям нужно было что-то есть. Но, вопервых, я не могу лично контролировать качество всех 350 тысяч проднаборов, которые мы выдаем. А во-вторых, это всегда был одинаковый набор продуктов для всех. Теперь же, перейдя на электронные сертификаты, мы дали людям возможность индивидуально подбирать то, что им хочется. Сначала, в рамках эксперимента в Центральном округе Москвы, мы начали выдавать электронные сертификаты по 500 баллов, что соответствовало 500 рублям. Мне тогда говорили, что люди начнут тратить эти деньги на продукты не первой необходимости.
И вот, когда эксперимент начался, мне сообщили, что горожане действительно закупают не важные продукты, а, что интересно, миндаль и другие орехи. Но может же быть такое, что обычная московская бабушка много лет не ела свой любимый миндаль, просто потому что на свою пенсию не могла себе его позволить. Пусть же наконец порадуется! Конечно, со временем баланс изменился, и люди стали покупать другие товары. Главное, что мы дали им возможность выбора. В целом этот проект был очень поддержан москвичами. Кстати, в связи с ростом цен на продукты питания в прошлом году правительство увеличило стоимость сертификата еще на 500 рублей. Сейчас он стоит 1000 рублей.
Такой же подход мы применили и к вещевой помощи. Так, мы уже договорились с сетью магазинов «Детский мир». Они согласились принять участие в этом проекте. С 1 марта введены электронные сертификаты на товары детского ассортимента. И уже все это работает. Стоимость таких сертификатов — 2000 рублей. На эти деньги можно закупить ребенку одежду.
Поддержка должна быть адресной
Мы развиваем программу адресности социальной поддержки в городе. На эту поддержку также выделяются дополнительные средства из бюджета — в пределах 1 миллиарда рублей. Нам уже удалось узнать индивидуальные нужды около полумиллиона москвичей. Причем мы не просто обошли людей и составили анкеты — мы действительно реализовываем эту программу.
Продуктовая и вещевая помощь — это самая настоящая адресная помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Она может продолжаться месяц, два и более. И, кстати, нигде не написано, что положено выдавать электронный сертификат всего один раз в год. Поэтому в каждом районе Москвы есть комиссии по оказанию адресной поддержки горожанам. Она уже на месте решает, сколько в каждой конкретной семье продлится кризисный период, и предлагает ей соответствующую помощь — до того момента, пока семья не выйдет из кризиса.
К сожалению, у нас сейчас во всем есть патернализм, и люди к этому привыкли. Но мы стараемся от этого уйти, постепенно переходя к совершенно новой идеологии: получать помощь будет тот, кто действительно в ней нуждается. Критерий нуждаемости, который мы берем за основу, — это прожиточный минимум. Большой ли он, маленький ли, но он рассчитан на основе научных данных и в соответствии с законом. Сегодня он составляет в среднем 15 141 рубль. Так что теперь, когда уже мы перешли к адресной помощи, выплаты у нас получают 156 тысяч московских семей — вместо прежних 570 тысяч. Раньше к нам ежемесячно приходили родители, имеющие миллионные доходы, чтобы получить пособие на ребенка в размере 700 рублей. Сегодня эта лавочка закрыта. Теперь получать помощь будут только те, у кого среднемесячный доход не превышает размера прожиточного минимума.
Материальное положение улучшили почти 600 тысяч человек
Если говорить о новшествах, то, во-первых, с 1 января 2016 года в условиях роста стоимости жизни, а также в связи с 75-летней годовщиной начала разгрома немецко-фашистских войск под Москвой было принято решение увеличить ежемесячную выплату участникам обороны столицы на 1220 рублей. Таким образом, уже сейчас эти люди получают 4 тысячи рублей. Во-вторых, с 1 марта повысился социальный стандарт минимальных денежных доходов московских пенсионеров. Я подчеркиваю, именно денежных. Это очень важно, так как по федеральному закону в доходы пенсионеров включаются абсолютно все выплаты, которые они имеют, плюс еще денежный эквивалент существующих льгот (это, например, бесплатный проезд на транспорте). Москва же является единственным регионом, в котором доходы пенсионеров считаются только из пенсии и городской доплаты.
Так вот, если ранее минимальный денежный доход пенсионеров равнялся 12 тысячам рублей, то теперь он будет составлять 14 500 рублей. По нашим подсчетам, благодаря этому улучшат свое материальное положение почти 600 тысяч москвичей.
Выплаты приемным семьям
В 2016 году было принято решение в условиях кризиса поддержать и приемные семьи (их, кстати, в Москве сегодня более 3 тысяч, а детей, которые находятся на семейном воспитании, около 18 тысяч). Так, ежемесячные выплаты на содержание детей в опекунских приемных семьях были повышены на 10 процентов, то есть от 1,5 до 2,5 тысячи рублей. Таким образом, ежемесячные выплаты на каждого ребенка равняются от 16,5 до 27,5 тысячи руб лей. Кроме того, было увеличено на 10 процентов вознаграждение приемному родителю.
Еще пять лет назад эта сфера была очень сложной, а сейчас ее развитие сдвинулось с мертвой точки. Очень важный шаг в этом направлении был сделан именно мэром — он встречался с представителями приемных семей в Москве. Но я не считаю, что число детей, оказавшихся в семьях, увеличилось только изза того, что мы повысили выплаты. Я все-таки думаю, что главное здесь — не материальная составляющая, а в первую очередь любовь к детям. Тот же «закон Димы Яковлева», всколыхнувший наше общество, сыграл положительную роль. В период его обсуждения россияне зажглись всеобщим патриотизмом, который дал начало такому массовому движению, как желание взять ребенка в семью.
Очереди в центрах соцзащиты исчезли навсегда
Около трех лет назад мы ввели экстерриториальный принцип обслуживания населения. Таким образом, сегодня москвичи могут обращаться в управление социальной защиты независимо от места своего проживания. То есть в любой центр. Это значительно снизило загруженность наших учреждений в некоторых районах. Кроме того, если раньше надо было отсиживать очередь в каждом отдельном кабинете, то сегодня этого нет: универсальные специалисты ведут работу с одним человеком «от» и «до». Ну и, конечно же, расширение сети многофункциональных центров также разгрузило очереди.
Городская программа активного долголетия
Сегодня в столице проживают около 400 тысяч человек старше 80 лет. При этом 705 человек из них — это люди возрастом 100 и более лет. Москва, как и вся Россия, и Европа, к сожалению, стареющий город. Доля нетрудоспособного населения у нас приближается к 25 процентам, и эта цифра еще будет расти. Но мы стремимся стать городом активного долголетия, поэтому всячески поддерживаем наших долгожителей. Для этого мэр Москвы принял решение увеличить выплаты юбилярам супружеских пар на 40 процентов. То есть раньше в 50-летний юбилей семейной жизни они получали 6 тысяч рублей, а с этого года — уже 10 тысяч.
Программа санаторно-курортного лечения
Она будет реализована в объеме 2015 года. В прошлом году мы закупили 144 тысячи путевок. На 2016 год закуплено уже 82 тысячи путевок, и этот процесс продолжается. Сейчас мы ведем переговоры с Крымом, чтобы обеспечить москвичей путевками. Ведь наши цены намного ниже, чем рыночные. А потому им с экономической точки зрения невыгодно иметь с нами дело. При этом у меня есть утвержденная правительством РФ стоимость санаторно-курортной путевки: 1100 рублей для обычных льготников и 1600 рублей для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата. «Прыгать» выше этого я не имею права. Кстати, помимо этого, мы также ежегодно отправляем на отдых три тысячи ветеранов, раньше в Болгарию, а сейчас в Крым, г. Судак.
Работа на присоединенных территориях
Территории Новой Москвы особенные — они сложные, разрозненные. Когда мы «получили» их, там не было ни одного социального учреждения, а многие местные жители никогда не слышали про санаторно-курортные путевки. Сегодня мы создали свою сеть: теперь там работают несколько управлений соцзащиты, пять центров социального обслуживания и 12 клиентских служб непосредственно в сельских поселениях. Кроме того, мы специально выделили туда легковой транспорт — территория все-таки достаточно большая.
ДОСЬЕ
Владимир Петросян родился в 1959 году в Баку. В 1980 году окончил Степанакертский педагогический институт им. 60-летия Советского Азербайджана. Имеет Грамоту отличника военного строительства Министерства обороны СССР, почетные грамоты ЦК ВЛКСМ, Московской областной думы и Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Носит почетное звание «Заслуженный работник социальной защиты населения РФ» и нагрудный знак «Отличник социальнотрудовой сферы».
ФАКТЫ
■ Для людей с ограниченными возможностями в Москве организован Центр квотирования рабочих мест, 11 территориальных отделов которого контролируют трудоустройство инвалидов, проживающих в столице. Средняя зарплата по рабочим вакансиям для людей с ограниченными возможностями составляет 22 896 рублей, а на должностях служащих — около 40 тысяч.
■ Сейчас в столице проживают 111 864 многодетные семьи. При этом более 19 тысяч из них — это семьи, в которых воспитываются от четырех до 16 детей. За год число семей, воспитывающих троих и более детей, увеличилось почти на десять процентов.
СПРАВКА
В 2016 году Москва стала одним из немногих или даже единственным субъектом Российской Федерации, который в нынешних экономических условиях увеличил расходы на социальную защиту населения на 20 миллиардов рублей.

Подробнее